Глава XIII. Сейтек. Появление Семетея.
(31) Хызр - в мусульманской мифологии и фольклоре - таинственный пророк, искавший и нашедший бессмертие, который упоминается уже в комментариях к Корану, вечный странник и помощник всех странствующих и находящихся в беде. Вместе с сорока чильтанами (см. прим. 19) выступает в эпосе мусульманских народов в роли покровителя и помощника богатыря.
(32) Хазрет Аалы - "господин Али", последний из четырех "святых" халифов, сподвижников Магомета, муж его дочери Фатимы. Рустам Дастан - иранский богатырь. Рустем, сын Дастана (или Заля), знаменитый герой "Шах Намэ" Фирдоуси. Его широкая популярность в фольклоре тюркоязычных народов основана на распространенной "народной книге" об этом герое, переведенной с персидского.
Сказания о битвах, в которых участвуют призраки умерших героев, имеют широкое распространение в мировом фольклоре и обычно приурочены к знаменитым полям сражения.
(33) Побратимство богатырей - мотив, известный в эпосе всех народ (Илья и Добрыня, Добрыня и Алеша и др. русских былинах. Бум Эрдани и Ладжир Хара в монгольских и др.). По своему происхождению мотив этот обращает бытовые отношения и обычаи, связанные с принятием в род. Обряд побратимства Манаса и Алмамбета в варианте Орозбекова связан с "молочным усыновлением" Алмамбета родителями Манаса, в результате чего Манас и Алмамбет становятся "молочными братьями". Б "Семетее" таким же "молочным усыновлением" связаны с героем его дружинники Кульчоро и Канчоро, сыновья Алмамбета и Чубака.
(34) Обращение героя к птице с жалобой, любовным приветом на далекую родину и т. д. является широко популярным мотивом тюркского эпоса и в особенности более позднего народного романа (см. сб. "Туркмения", изд. Академии наук, т. 1. (1929), стр. 164-166). Уже в наиболее архаической версии "Алпамыша", в алтайском "Алып-Манаше", пленный герой посылает письмо своим родным на крыле раненого дикого гуся, залетевшего в его темницу. см. также в богатырских сказках тюркских народов Сибири (Радлов, "Образцы", т. II, "Ай-мерген и Алтын-кыз", стр. 460; "Судай-мерген", стр. 609).
(35) Согласно варианту Орозбакова богатырский конь Алмамбета Сарала - "единоутробный брат" Аккулы, коня его названного брата Манаса. По Каралаеву Сарала родился в один день со своим хозяином, как Аккула с Манасом.
(36) Столкновение Манаса с его невестой Каныкей (Санырабигой) на брачном ложе является ослабленным вариантом распространенного эпического мотива укрощения богатырской девы. Образ богатырской девы, широко известный в народном эпосе, восходит, по своему древнейшему происхождению, к бытовым отношениям матриархата, которые засвидетельствованы в многочисленных пережитках и в патриархально-родовом обществе, в частности и в воинском быте тюркских кочевых народов. В "Манасе" встречаются, с одной стороны, более архаические сказочные образы ханши Оронгу, великанши Канышай, богатырской девы Сайкал, едва не победившей самого Манаса; с другой стороны - воинственные девушки амазонки вроде ханской дочери Караберк, которая, побежденная Манасом, становится его пленницей и женой. Ко второму типу отчасти примыкает Каныкей, как и Барчин в "Алпамыше" или Кортка в казахской былине "Кобланды-батыр". Воинственный характер Каныкей выступает в дальнейшем, когда, в отсутствие Манаса, она усмиряет восстание его младших братьев.